"Naked in the middle of the stage, who am I?"

Итак, вчера ночью со мной случился Черный лебедь, да еще и на английском. Поскольку уже несколько человек просили меня посмотреть и написать о своем мнении, я подошла к просмотру крайне ответственно, а это значит - я решила смотреть фильм глазами и мозгом. Надо сказать, что такая стратегия оправдывала себя на протяжении...м, ПОЧТИ всего фильма.
События вчерашнего дня вообще идеально подходили под просмотр подобной вещи - я сходила в музей истории религий, постояла перед медитативным божеством и белым слоном, немного ознакомилась с Исламом, после чего помогла Саше выбрать планшет, а позже вечером имела очень приятный телефонный разговор, полный белых слонов и интересных новостей. Собственно, на таком приятном балансе, воодушевленная и совсем не загруженная внешним миром, я села смотреть фильм. Достала я бумажку, заточила карандаш, с умным видом напялила очки и приготовилась писать свои мысли параллельно с сюжетом...и уже через двадцать минут я обломилась. Нет, это не Господин Никто, в котором через каждые пять минут в зрителя бросается какая-то идея, какой-то маленький вывод, нанизанный на канву повествования, это не Дорз Оливера Стоуна, где каждый взгляд и каждое движение - эта пропасть, в которую падаешь, даже если не отдаешь себе в этом отчета, это не Распутник, в котором каждая фраза впивается куда-то глубоко-глубоко и оставляет за собой почти физический дискомфорт. Черный лебедь построен по другому принципу, чего я совсем не ожидала. Здесь кульминация набирает обороты постепенно, почти незаметно, я бы даже сказала - тайком от зрителя. Всяческие спойлеры к фильму не имеют в данном случае никакой силы, потому что сам по себе сюжет вполне обыденный (то есть, догадаться, что это у нее глюки не смог бы, наверное, только совсем уж не наблюдательный человек), но тот символизм и то переживание, которое кроется за "телом" фильма - вот это, пожалуй, не подвластно ни одному самому умелому словесному спойлеру.
По началу я усматривала некую схожесть с Пианисткой. Тот же жестокий мир, где конкуренция и стервозная женская натура представлены во всей своей красе. Та же главная героиня, ограниченная этим миром по воле своей матери. Но, если и есть здесь действительно какая-то отдаленная параллель с Пианисткой, то она очень быстро заканчивается, потому что Черный лебедь - это не фильм об отклонениях, это не фильм о том, как девушка съехала с катушек, потому что очень хотела пробиться. Это фильм не о глюках, это фильм даже не о балете. Это фильм об образе, о том, как он начинает шевелиться внутри, как он начинает прорастать внутри, и как одновременно сложно его выпустить и невозможно удержать в себе.
И пока я старалась воспринимать Лебедя бесстрастно и по возможности объективно посредством своего мозга, мое сердце бешено колотилось, будто во мне самой боролись белый и черный лебеди. И на чувственном уровне я понимала, что вот ЭТО - это все то, о чем я пыталась написать в рецензии на Six-Nine, это то, о чем мы так много говорили с Марией, это та самая Бездна - этот момент, когда образ вырывается наружу, когда кроме него ничего не остается, когда нет никакого человека - есть только полностью освободившееся сознание в каком-то из своих воплощений, только процесс чистого творчества и катарсис, от которого сносит башку, и все твое существо становится тем, что ты создаешь. И только такой образ может быть идеальным, он обязательно разрушит своего создателя, но при этом он будет действительно пережитым и выраженным до конца во всей полноте. Для героини Портман уже не важно,что будет ДАЛЬШЕ, потому что она уже сделала свой образ идеальным, она сама уже не имеет значения, потому что создала что-то выше и больше себя самой. Она достигла бессмертия в тот момент, когда стала Черным Лебедем.
Ради момента кульминации, ради того накала, который начинается в день премьеры - ради этого стоит смотреть весь фильм, потому что процесс показан изнутри, так близко, как только можно подобраться к тому, что творится в душе у артиста (творца, художника, называйте как хотите).
Не могу сказать, увидела ли я то, что увидела только потому, что я постоянно думаю таких вещах, но как и в любом художественном произведении зритель\читатель\слушатель выбирает именно те нити смыслов, которые важны или имеют значение конкретно для него. Как бы я ни хотела быть объективной, я выбрала те, которые близки мне. Так же я не могу сказать - понравился мне фильм или нет и, скорее всего, никогда не смогу сказать. Он меня не шокировал, я не открыла никаких истин, наблюдая за главной героиней, но это скорее результат того, что я имела счастье (честь или возможность, еще пока не определилась) видеть не постановочного черного лебедя.
Без сомнения, фильм отозвался во мне узнаванием и пониманием. Я не задавала себе вопроса - почему?, а в последнее время для меня это редкость. Практически все серьезные фильмы, которые я видела за последний год, порождали во мне вопрос "почему" разной степени недоумения. "Приключение" Антониони было сплошным вопросом "ПОЧЕМУ", "Летучий Голландец" - лишь иногда, а "Воображариум Доктора Парнаса" - очень часто и отрывочно. В этом плане Черный Лебедь очень понятный и доступно изложенный фильм, который держится за те внутренние процессы, которые происходят с главной героиней, и раскрывает их со всей возможной правдоподобностью. Здесь нет никаких экзальтированных картин "извращенного" внутреннего мира, нет никакого импрессионизма (хотя можно было напихать), нет никакого "современного искусства" в кадрах. Все символы и второстепенные по отношению к главной героине образы очень удачно вплетены в реальность повседневного мира. От этого, наверное,перья, которые она вытягивает из царапины, не кажутся спецэффектом, крылья - муляжом, а переливающиеся в свете рамп участки кожи - чем-то неестественным.
Портман все чаще и больше удивляет меня, потому что почему-то я никогда не думала о ней, как о хорошей актрисе (спасибо, Джордж Лукас!), но уже после просмотренных с нею фильмов я пришла к выводу, что она мне даже нравится. А теперь, после ее Нины, я наверное даже пойду на любой фильм с ее участием.
В чем для меня смысл данного произведения? Думаю, в том, что невозможно ничего создать, когда в тебе нет гармонии. В человеке не может быть только Янь или Инь (читай - белый и черный лебедь), так же как и образ - он всегда в тебе, его невозможно призвать извне, его надо откопать внутри себя, заставить вылезти наружу и блистать.